Нравственное воспитание школьников
 
1.Введение 
    Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встаёт на переломах, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества. Да и человеку трудно приспособиться к новым условиям. Для всех педагогов очевидной является истина: в новых условиях общественного развития воспитание нужно строить по-новому.
Одна из важнейших проблем воспитания, над которой бились и бьются поколения учёных, педагогов, практиков, родителей, - это проблема нравственного становления личности. На протяжении многовекового развития общество выработало особую форму регуляции жизнедеятельности людей - мораль, в которой закреплены общечеловеческие ценности и нормы, определяющие деятельность человека, взаимодействие между людьми.
       Как сделать эти нормы и ценности достоянием личности? Ответ на этот вопрос во многом зависит от понимания того, что такое воспитанность личности, от осознания механизмов перевода общественных ценностей во внутренний план личности. 
Понятие "воспитанность"  трактуется в педагогической теории и практике неоднозначно. Рассматривая процесс воспитания в широком смысле как создание условий для целостного развития личности, под воспитанностью понимают определённый уровень её интеллектуального, социального и духовного развития. В более узком смысле под воспитанностью  подразумевается нравственная воспитанность личности, что закономерно, если считать нравственность человека центральной, стержневой его характеристикой. В то же время сама нравственная воспитанность рассматривается обыденным сознанием довольно усечённо - как соответствие поведения, поступков человека нравственным нормам и принципам, которые приняты в обществе и проявляются прежде всего в культуре поведения и общения, то есть во внешних формах поведения. Узость данного представления обнаруживается при первом же пристальном рассмотрении различных поступков и действий людей. Мы ясно видим, что зачастую внешнее приличие и безукоризненность поведения  скрывают страшную сущность безнравственного человека. Один и тот же благородный поступок может свидетельствовать как о глубокой внутренней порядочности его совершившего, так и о достаточно подлом и холодном расчёте. Для того, чтобы определить истинную воспитанность личности, надо хорошо понимать специфику морали как нормативной регуляции поведения людей.
   Таким образом, существует два подхода к пониманию нравственной воспитанности личности. Согласно первому воспитанность - это усвоение и закрепление в сознании, поведении человека норм и требований морали без достаточно глубокого проникновения, осмысления, переживания, принятия внутренним миром личности этих норм и требований. Индивид поступает нравственно потому, что так принято, так делают те, кто его окружает, потому что его ожидает порицание за противоположные действия. Он постоянно ориентирован в своих поступках на других, на их отношение и оценку его действий, как бы управляется из вне. Как только социальный контроль прерывается и человек попадает в сложную ситуацию, где привычные нормы перестают действовать, он не в состоянии принимать нравственные решения, так как отсутствует внутренняя саморегуляция и способность к самостоятельному выбору. Безусловно, закрепление определённых стереотипов 
поведения и формирование на их основе привычек и навыков поведения необходимо человеку, так как существуют элементарные нормы, следование которым должно быть привычным для каждого воспитанного человека и не требует внутреннего напряжения, анализа, оценки. Но всё же не они определяют истинную воспитанность личности. 
      Согласно второму подходу истинная воспитанность измеряется уровнем нравственного развития личности, когда двигателем поведения личности становятся её представления о должном и ценном, индивидуальные принципы совести, когда человек поступает нравственно потому, что его убеждения, его совесть не позволяют ему вести себя иначе. 
      К сожалению, традиционная система воспитания ориентирована на сообщение нравственных знаний, внедрение в сознание ребёнка определённой системы норм и принципов морали, а не на развитие его нравственного самосознания. В современных условиях, когда происходит утрата обществом существовавших ранее норм и принципов морали, а новые ещё не выработаны, особенно актуальным становится формирование у подрастающего поколения способности к самоопределению, нравственному выбору, базирующемуся на высоком уровне нравственного развития личности. 
     Смысл воспитания заключается сегодня в становлении системы отношений человека к миру, самому себе, в формировании способности самоопределения в ситуациях нравственного выбора. Возникает проблема становления человека как субъекта своей жизнедеятельности, свободного не только принимать решения, но и нести ответственность за свой выбор.  Этому способствуют различные методы и приёмы активизации нравственного развития личности. 
     Под активизацией понимается создание ситуаций, стимулирующих нравственное развитие личности, обеспечивающих перевод общественных норм и ценностей во внутренний план личности. Механизм этого перевода достаточно сложен, но его необходимо понимать учителю, чтобы строить процесс нравственного воспитания. Он связан с формированием такого интегративного образования внутренней структуры личности, в котором наиболее полно отражается её нравственная воспитанность как отношение, лежащее в основе её ценностных ориентаций. Понятие "отношение" характеризует субъектную позицию личности, касающуюся какого-либо объекта, включает оценку его значимости. Оно выступает в двух своих состояниях: как процессуальная характеристика (включает акт оценивания) и как устойчивое личностное образование, характеризующее личность как носителя определённых ценностей. В процессе жизнедеятельности человек усваивает определённые социальные ценности, становится их носителем. Встречаясь с каким-то новым явлением, человек вырабатывает определённое отношение к нему как к ценному или не ценному с позиции уже закреплённых в его сознании ценностей. Оценка выступает инструментом определения ценности данного явления и вместе с тем средством, способом выражения отношения к нему. В результате целого ряда подобных актов общественные ценности переводятся в сознание, закрепляются в подсознании личности, превращаясь в устойчивое личностное образование. При этом общественные нормы, требования, идеалы, ценности воспринимаются и принимаются человеком как личностно значимые. Но ценности личности не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием. 
     Задача воспитателей создать условия осознанного выбора растущим человеком общечеловеческих нравственных  ценностей и обеспечить становление на их основе устойчивой, непротиворечивой индивидуальной системы ценностных отношений, способной обеспечить саморегуляцию личности, мотивацию её поведения и деятельности.
         Отношение выражает не только логическую, рациональную оценку какого-то явления как ценного или не ценного, но также и принятие его или неприятие миром чувств и эмоций человека. Отношение человека всегда эмоционально. Эмоции, переживания становятся не только основным инструментом установления ценности оцениваемых явлений, но и важнейшим компонентом ценностных отношений личности.
       Отношение человека не только рационально, эмоционально, оно также и действенно, ибо появляется в мотивах его деятельности и поведения, прежде всего определяя их нравственную сущность.  Таким образом, отношение человека представляет собой единство чувственного, рационального и практически-действенного. Следовательно, нравственное развитие человека напрямую зависит от приведения в действие всех этих подструктур личности: активизации нравственного сознания, нравственных чувств, нравственного поведения.
     Одно из основных направлений стимулирования нравственного развития личности связано с организацией оценочной деятельности учащихся как деятельности специфической - аксиологической, направленной на формирование ценностного сознания. Развитие нравственного самосознания личности невозможно лишь на основе познавательной деятельности. Основная роль оценочной деятельности - выработать отношение к познанному, к явлениям действительности как к ценным или не ценным для самого человека. Следовательно, одной из задач воспитателя является организация данной деятельности, создание ситуаций нравственного выбора на основе этического анализа и оценки явлений действительности. Особое место в современных условиях принадлежит такой форме оценочной деятельности, как рефлексия, направленной на осмысление человеком собственных действий, своих внутренних состояний, чувств, переживаний, анализ этих состояний и формулирование соответствующих выводов.
      Рефлексия - основной путь получения человеком нравственных знаний, ибо они помогают ему открывать их самому, через себя, посредством самонаблюдения и самоанализа.
       Второй путь нравственного развития связан с созданием ситуаций "проживания", прочувствования своего эмоционального состояния посредством моделирования отношений, в которые ребёнок включен в процессе своей жизнедеятельности. Для того, чтобы ребёнок осознал, осмыслил свои состояния и чувства, он должен эти чувства, эти состояния пережить вновь или восстановить в своей эмоциональной памяти.
Наконец, активизация нравственного развития личности невозможна без организации действий и поступков, которые способствуют закреплению способов взаимодействия между людьми, приобретению опыта нравственного поведения на основе эмоционального переживания и осмысления своих и чужих действий.
2.Формулирование концепции опыта  
       Учитывая всё выше сказанное, я решила в  воспитательной работе с учащимися 3-го класса апробировать технологию и методику индивидуального рефлексивного воспитания, которая рассчитана на формирование и развитие индивидуального сознания или его коррекцию, то есть сознательную волю, сознательную саморегуляцию человека. Данная технология реализуется на ситуационных классных часах. Жизнь человека в целом состоит из ситуаций, то есть из таких событий, явлений, фактов, которые оказывают влияние на его поведение и в которых проявляются характер, привычки, культура поведения. Эта методика позволяет анализировать собственное поведение в ситуациях "после событий", чтобы учиться на собственном опыте или разрабатывать стратегию поведения  на будущее. Технология ситуационного классного часа включает в себя такие компоненты:
"	цель; 
"	информация;
"	"Я-позиция";
"	причина "Я-позиции";
"	"Я-позиция" и общественно значимая норма;
"	рефлексия;
"	свободный выбор.
   Это технологические компоненты непосредственно ситуационного классного часа, а затем два компонента, лежащие как бы за его пределами:
"	мотивация;
"	реальный результат.
   Технология и методика индивидуального рефлексивного воспитания устраняет главный  педагогический недостаток - отчуждение детей от самоанализа, от принятия собственных решений, от ответственности, от осмысления собственных неудач и ошибок. 
    Задача воспитания заключается в том, чтобы помочь ребёнку сознательно выбирать способ поведения в соответствии ценностями-нормами, позитивно воспринимаемыми обществом. В качестве базовой духовной ценности выступает мораль (этика). Основными моральными ценностями являются честность, справедливость, человечность, которые выступают в качестве основных показателей в отношениях человека с миром. 
Среди этих отношений можно выделить отношение к знаниям, обществу, труду, природе, прекрасному, к себе.
     Главная цель воспитания: развитие нравственного сознания, нравственного самосознания и нравственных мотивов.
     Ожидаемый результат: нравственная позиция, нравственное поведение.
     Нравственная позиция - это выражение взглядов, убеждений, мировоззрения человека через знаковую систему, внешнюю речь, мимику, жесты, письменную речь и т.д. Нравственное поведение - это конкретная деятельность человека, направленная на изменение ситуации в соответствии с мотивами, целями, подчинёнными нравственным принципам. Нравственное поведение - это выражение нравственной позиции в реальных отношениях человека к окружающему миру. С учётом главной цели и в соответствии с указанными выше отношениями сформулированы  цели воспитания для начального звена (см. табл. 1):                 
Таблица 1
Отношения   Цели воспитания (цели среднего уровня) в 1 - 4-х классах   Критерии оценки  
К знаниям   Развитие любознательности   Любознательность 
К обществу   Уважение к школе и семье   Отношение к школе 
К труду   Трудолюбие   Отношение к труду  
К природе   Бережное отношение к природе   Бережное отношение к природе  
К прекрасному   Чувство прекрасного   Красивое в моей жизни.  
К себе   Я - человек   Отношение к себе. Мои полезные привычки 
Технология и методика индивидуального рефлексивного воспитания предполагает диагностику уровня воспитанности учащихся, которая проводится один раз в год - в апреле - мае. Для оценки уровня воспитанности учащихся разработаны критерии, соответствующие названным выше целям. Каждый критерий включает показатели, которые отражают отношение учащегося к объектам, отражённым в целях воспитания. Критерий оценки - нравственная позиция, нравственное поведение. Это соответствие самого высокого уровня. Оно устанавливается и на уровне целей среднего уровня (см. табл. 1). Для оценки уровня воспитанности учащихся используются анкеты, в которых содержатся критерии, по которым и оценивается результат (см. табл. 2). Процедура оценивания состоит в том, что учащиеся во время классного часа выставляют себе отметки по всем показателям: " "5" - отношение или качество проявляется всегда; " "4" - отношение или качество проявляется часто, но не всегда; " "3" - отношение или качество проявляется редко; " "2" - отношение или качество не проявляется никогда. Затем детям разрешается взять анкеты домой и попросить родителей провести оценивание. После родителей оценки выставляет классный руководитель. В случае, если родители или классный руководитель затрудняются оценить то или иное качество, отметка не ставится. Затем все отметки за каждый показатель складываются, и сумма делится на их число. Получается средний балл за каждый критерий. В результате получим 6 средних отметок, потому что всего 6 критериев. Сложив все средние баллы, получим общий балл ученика за данный год обучения. Ученик, набравший наибольшую сумму, в рейтинге классного коллектива занимает первое место, а тот, кто набрал меньшую сумму,- последнее место. Все остальные располагаются между этими двумя позициями. Отметки от 4 до 5 баллов означают высокий уровень воспитанности, отметки от 3 до 4- средний, от 2 до 3 - низкий, от 1 до 2 - отрицательный. По полученным результатам составляется диаграмма, которая отражает распределение уровней воспитанности учащихся по критериям в процентном отношении. Таблица 2
Мои отношения   Я оцениваю себя
3 кл.
Нач. года  
Кон. года   4 кл.   Меня оценивают родители
3 кл.
Нач. года 
Кон. года   4 кл.   Меня оценивают родители
3 кл.
Нач. года  
Кон. года   4 кл.   Оценка классного руководителя
3 кл.
Нач. года  
Кон. года   4 кл.  Итоговая отметка 3 кл. 4 кл. 3 кл. 4 кл. 3 кл. 4 кл. 3 кл. 4 кл. Нач. года Кон. года Нач. года Кон. года Нач. года Кон. года Нач. года Кон. года   Итоговая отметка
3 кл.
Нач. года  
Кон. года   4 кл. 
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
1.Эрудиция: мне интересно учиться, ...г. ? я всегда выполняю домашние задания, я люблю читать, мне интересно находить ответы на непонятные вопросы, я стремлюсь получать хорошие отметки. 2.Отношение к школе: я выполняю Устав школы, я выполняю Правила для учащихся, я выполняю Правила внутреннего распорядка, я участвую в делах класса и школы, ? - я добр в отношениях с людьми, я справедлив в отношениях с людьми. ?o 3.Прилежание: я старателен в учёбе, я внимателен, я самостоятелен, o я помогаю другим и сам обращаюсь за помощью, % мне нравится самообслуживание в школе и дома 4.Отношение к природе: я берегу землю, я берегу растения, я берегу животных, я берегу природу 5.Эстетический вкус: я аккуратен и опрятен, я соблюдаю культуру поведения, я ценю красоту в своих делах, я вижу прекрасное в жизни 6.Отношение к себе: я управляю собой, своим поведением, я соблюдаю санитарно-гигиеничес кие правила ухода за собой, я забочусь о своем здоровье, я умею правильно распределять время учёбы и отдыха, у меня нет вредных привычек Данная диагностическая работа была проведена с учащимися 3-го класса в начале учебного года. Повторно она будет проведена в конце года, чтобы можно было увидеть динамику изменений в уровнях воспитанности учащихся и в соответствии с полученными результатами спланировать воспитательную работу на следующий учебный год. Приведу в качестве образца классный час, проведённый по методике индивидуального и рефлексивного воспитания с учащимися 3 класса. ТЕХНОЛОГИЯ МЕТОДИКА Тема: "Домашние задания и как мы их выполняем". 1.Цель (сообщает классный руководитель) Провести самоанализ отношений каждого к выполнению домашних заданий 2.Информация. Сообщение классного руководителя. -Какое значение для вашей учебной деятельности имеет эта тема? Нужно ли нам сегодня об этом поговорить? Почему? -Эта проблема существует в этом году в нашем классе. Одни ребята выполняют домашние задания по всем предметам и делают это хорошо. Но, к сожалению, есть и такие дети, которые либо выполняют домашние задания не полностью, либо не по заданию, либо совсем не выполняют их. Давайте разберёмся, в чём причина. 3."Я-позиция" Причина "Я-позиции". Учащиеся отвечают на вопросы. Анкета: 1)В котором часу ты начинаешь делать уроки? 2)Ты делаешь их сам или тебе кто-то помогает? 3) Трудно ли тебе выполнять домашнее задание? 4) Какие задания выполнять труднее: письменные или устные? 5) Бывает ли такое, что ты не выполняешь задание вообще? 6) Нужна ли тебе помощь учителя в выполнении домашних заданий? 7)В котором часу ты ложишься спать? 4."Я-позиция" и общественно значимая норма. Работа в группах: -Как вы думаете, зачем учащимся всех учебных заведений (школ, училищ, техникумов, институтов) задают домашние задания? Может стоит их отменить? -Что мешает каждому из вас качественно выполнять домашние задания? 5.Дискуссия Каждая группа высказывает свою точку зрения по каждому вопросу. Каждый учащийся может выразить своё отношение к тому или иному мнению. -Как же исправить ситуацию, которая сложилась в нашем классе? (Высказывания ребят) Коллективные выводы: " Обращаться за помощью к одноклассникам, родителям, учителю. " Слушать внимательно рекомендации учителя по выполнению домашнего задания, которые он даёт на уроке. " Пользоваться памяткой: "Как выполнять домашние задания" Проветри свою комнату до начала выполнения домашних заданий. Выполняй задания в одно и то же время. Просмотри записи в дневнике. Определи, какие задания ты должен выполнить на следующий день. Приготовь все принадлежности, которые необходимы тебе для выполнения домашних заданий. Подумай, какое задание ты будешь выполнять первым. Начни с самого трудного, более лёгким заверши свою работу. Выполняя задание, не отвлекайся. Если что-то не понятно, просмотри классную работу и найди аналогичное задание. Отмечай в своём школьном дневнике карандашом выполненное задание. Делай 10-минутный перерыв между каждым выполненным заданием. После выполнения уроков сложи книги и тетради в свой портфель. Проверь, всё ли ты положил в портфель к следующему дню. 6.Рефлексия. 1.Что вы считаете полезным для себя в этом обсуждении и почему? 2.Что понравилось, почему? 3.Что не понравилось, почему? 7.Свободный выбор (речь учителя) - Я думаю, что каждый из вас хотел бы улучшить свои результаты в выполнении домашних заданий. Но решить эту задачу трудно. Если и дальше так же относиться к домашнему заданию, то улучшения трудно ожидать, но можно воспользоваться теми советами, которые сегодня прозвучали здесь. В таком случае, я уверена, результаты будут хорошими. Желаю успеха! 3.Заключение Работа по технологии и методике индивидуального рефлексивного воспитания мною начата только в этом (2006-2007) учебном году, но уже сейчас, по истечении первого полугодия, можно говорить о положительной тенденции в процессе воспитания учащихся моего класса. По моим педагогическим наблюдениям после проведённых классных часов ребята стали больше читать, серьёзнее относиться к выполнению домашних заданий. А это значит, что дискуссия заставила их задуматься над данными вопросами, сделала их ответственными за свой выбор, за своё решение. Учащиеся стали более раскованны в своих высказываниях, адекватнее стала их самооценка. Таким образом, считаю, что ожидаемый результат моей работы будет оправдан. Работа по данной технологии - эффективный способ нравственного воспитания. 4.Использованная литература 1.Капустин Н.П.Педагогические технологии адаптивной школы. - М., 1999. 2.//Классный руководитель.2004, №4, с.13. Приведу в качестве образца первый классный час, проведённый по методике индивидуального и рефлексивного воспита Весёлый марафон "Крестики - нолики" Цель: развивать интеллектуальные способности у детей, коммуникативное общение, любознательность, познавательные способности, находчивость, умение ориентироваться в различных ситуациях, работать в команде. Оборудование: " игровое поле; " таблички с названием команд "+" и "0"; " ручки (красная, синяя, серая), листочки; " 2 фланелиграфа, 20 кружков; " книга с закладкой; " коробка, игла. На доске карточки с номерами, на обратной стороне которых записаны задания: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 - Ребята, сегодня мы с вами поиграем в игру "Крестики-нолики". Эта игра вам хорошо знакома, это когда вы на игровом поле пишете крестики и нолики. Сегодня мы с вами будем делать то же самое, но, прежде чем зачеркнуть клетку, вы должны будете победить в творческом конкурсе. - Для игры разобьёмся на две команды: "Крестики" и "Нолики". - Оценивать ваш поединок будет жюри:_________________________ - Итак, команды готовы к состязанию? Тогда начнём! (Команды по очереди выбирают номер задания. Задание выполняют одновременно обе команды. Побеждает та, которая выполнит задание быстро и правильно. На доске в клетке ставится знак команды-победительницы. В игре побеждает команда, которая поставит на игровом поле больше своих знаков.) №1. "Перевёртыш" - Прочитать строчку из стихотворения, "перевернув" все слова по смыслу наоборот: "Ваша Маша тихо смеётся" ( Наша Таня громко плачет.) Если ничья: " У деда скончалась одна грустная курица". №2. "Конкурс юных художников" - Нарисовать животное, о котором знает только капитан команды. (Учащиеся друг за другом рисуют по одной детали, начинает капитан.) для 1-ой команды - медведь для 2-ой команды - заяц Если ничья: записать названия животных (по 1-ому) , начинающихся на каждую букву слова К- корова, курица… О- овца, орёл… З- зебра, заяц… А- акула, аист… №3. "Поэтический" - Сочинить стихотворение по рифмам: __________________________ лес __________________________ до небес. __________________________ идём, __________________________ найдём. Если ничья: угадайте, на какой странице лежит закладка, если в книге … страниц? №4. "Музыкальный" - Спеть песню, в которой есть данное слово: для 1-ой команды - маленький (картошка) для 2-ой команды - облака (трава) Если ничья: спеть командой куплет песни "В лесу родилась ёлочка…" , заменяя все гласные буквы буквой У (А). №5. "Угадай" - Из 10 кружков выложили пирамидку. Переложите 3 кружка так, чтобы пирамидка смотрела вверх. Если ничья: угадать сказку по словам 1. мальчик, факел, волк, стадо, лианы ("Маугли".) 2. дорога, дружба, музыка, разбойники, принцесса ("Бременские музыканты".) №6. "Конкурс подсказок" - Вызываются по 1-ому человеку от каждой команды. Вы должны подсказать текст стихотворения своей команде с помощью пантомимы. Для 1-ой команды: Уронили Мишку на пол, Оторвали Мишке лапу. Никогда его не брошу, Потому что он хороший. Для 2-ой команды: Идёт бычок, качается, Вздыхает на ходу: - Ох, доска кончается, Сейчас я упаду. Если ничья: кто автор этих стихов? ( А.Л.Барто) №7. " Ты, да я, да мы с тобой" - Построиться командой 1. по росту (в порядке уменьшения); 2. по цвету волос (от тёмных к светлым). Если ничья: по длине указательного пальца (от длинного к короткому) №8. "Ребус" - Прочитать загадку, расставив слоги в соответствии с номерами, и отгадать её. 1.все 15.мор 5.а 12.так 4.бят 17.ся 11.го 7.смот 8.рят 14.дый 3.лю 6.по 16.щит 13.каж 9.на 10.не 2.его (Все его любят, а посмотрят на него, так каждый морщится. Солнце.) Если ничья: отгадайте ещё одну загадку. №9. "Чёрный ящик" - С помощью вопросов, на которые я буду отвечать только "да" или "нет", угадайте, что лежит в этом ящике. (игла) Если дети будут испытывать затруднение, дать подсказки: 1. с помощью этого предмета можно смастерить много полезных вещей; 2. с помощью этого предмета можно убить Кощея Бессмертного. Итог игры. Рефлексия: - Выскажите своё мнение по поводу игры: " если понравилось, нарисуйте "+" ("0") красным цветом; " если не очень понравилось - синим; " если не понравилось - серым. "осенины" Цель: На доске: осенние лисья, слова "Закружили листья пёстрый хоровод". Оборудование: " костюм Шуршика; " костюм Осени; " корзинка; " загадки на бумажных осенних листочках; " 2 зонтика; " 2 верёвки; " бумажные листья дуба и клёна - по 10 штук; " прищепки - 20 штук; " муляжи овощей - 5 штук; " карточки со словами "сентябрь", "октябрь", "ноябрь"; " 2 корзинки и муляжи грибов - 20 штук; " 2 платка; " проигрыватель; " фонограмма "Осенняя песенка". Ведущий (под фонограмму): Солнышко усталое, скупо греешь ты, Жёлтые да алые кружатся листы… В шелесте да в шорохе наш осенний сад, На дорожках ворохи пёстрые лежат. 1 уч. Бродит в роще листопад по кустам и клёнам. Скоро он заглянет в сад золотистым звоном. 2 уч. Соберём из листьев веер яркий и красивый. Пробежит по листьям ветер лёгкий и игривый. 3 уч. И послушно ветру вслед листья улетают. Значит, лета больше нет, осень наступает. (Девочки в разноцветных платьицах танцуют "Танец осенних листиков") Ведущий: Добро пожаловать, гости дорогие! Милости просим на осенины! Технология Методика Тема (на доске) Художественная книга в моей жизни. 1.Цель (сообщает классный руководитель) Провести самоанализ отношений каждого к художественной книге. 2.Информация. Сообщение клас. рук. или лидера класса. (Этот компонент "включает" ученика в мыслительный процесс "про себя". До классного часа было проведено анкетирование: " Любишь ли ты читать? а)да, б)нет, в)не очень, г)не знаю. " Какой библиотекой ты пользуешься при выборе книг? а)сельской, б)городской, в)школьной, г)домашней, д)у товарища. " Назови 1-2 книги, прочитанные тобой в последнее время:___________________________________ " Когда это было?____________________________ " В какое время ты обычно читаешь? 3."Я-позиция". Причина "Я-позиции". Учащиеся отвечают на вопросы. 4. "Я-позиция" и общественно значимая норма. 5. Дискуссия. 6. Рефлексия. 7. Свободный выбор (слово клас. рук.) 8. Мотивация. 9. Реальный результат.
Сайт управляется системой uCoz