ПУБЛИЧНЫЙ ОТЧЕТ
МОУ "АКАДЕМИЧЕСКАЯ СОШ"
br>
1.Введение.
МОУ "Академическая средняя общеобразовательная школа" находится в поселке Академический, расположенном в 25 км от города Вышний Волочек, в центре Коломенского сельского поселения ( 3062 жителей по данным на 01.01.2007 года). В поселке находятся: Дом культуры, амбулатория, библиотека, предприятия: ООО "Академклуб", ООО "Жилищно-коммунальное хозяйство", детский сад. В 1938 году в п.Академический была построена фабрика по добыче и переработке горных пород, которая носила название "Академическое карьероуправление" В 90-е годы прошлого века и поселок, и Академическое карьероуправление переживали тяжелые времена: большинство специалистов горно - добывающей промышленности остались невостребованными на оставшемся производстве и вынуждены были искать работу на предприятиях города Вышнего Волочка или менять место жительства, т.к. и само карьероуправление терпело убытки в производстве. В настоящее время ООО "Академклуб" - современное предприятие, обеспечивающее работой не только жителей поселка Академический, но и многих жителей поселения, перерабатывает различные горные породы, пользующиеся спросом по всей стране. Сейчас в поселке Академический кроме вышеназванного предприятия действуют: амбулатория, детский сад, общеобразовательная школа, библиотека, ООО " ЖКХ", несколько магазинов, Дом культуры. Данный доклад - первый опыт публичного отчета. В докладе представляется опыт работы и деятельности педагогического коллектива МОУ "Академическая средняя общеобразовательная школа" по решению задач повышения качества и доступности образования, его социальной эффективности.
2. История школы.
В связи с ростом населения поселка Академический из-за нужды в рабочих кадрах, поселку требовалась большая школа, т.к. радиус поселения прибывших рабочих на постоянное место жительства был большим, и их семьям требовалось обучение. Рабочие и их дети доставлялись в школу с близлежащих населенных пунктов: деревня Находно, поселок Бельский, село Коломно, деревня Заречье. Школа построена в 1957 году и называлась "Академическая средняя школа". Школа имела интернат для детей, мастерскую, автокласс, гаражи, теплицу и пришкольный участок. С 1999 года Академическая средняя школа была переименована в МОУ "Академическая средняя общеобразовательная школа". С 2004 года школа действует как однокомплектная, все ученики учатся в одном здании.
3. Общая характеристика школы.
Современное здание школы рассчитано на 450 учащихся. В настоящий момент в школе обучение ведется в 12 классах, средняя наполняемость - 16 человек, намечается тенденция к дальнейшему сокращению количества обучающихся, что связано с общей демографической ситуацией в районе.
Школа с 2004 года функционирует как однокомплектная, это не позволяет изменить ее статус или организовать профильные классы в среднем звене. Поэтому мы видим решение этой проблемы в создании адаптивной модели школы. При организации учебного процесса необходимо внедрение педагогических технологий, позволяющих эффективно осуществить индивидуальный подход к обучающимся, повышать уровень качества образования. Анализ итогов социальной диагностики микросоциума школы показывает, что он характеризуется следующими чертами: Достаточно высокой образованностью (более 50% родителей имеют высшее и среднее образование) Более 30 процентов неблагополучных семей, малообеспеченных, мало занимающихся проблемами воспитания и развития своего ребенка Вместе с тем до 70% семей достаточно ответственно относятся к своим родительским обязанностям, из них до 30% способны глубоко изучить способности и склонности своего ребенка, осознанно прогнозировать его будущее развитие, активно сотрудничать со школой, в рамках домашнего воспитания приобщать детей к достижениям общечеловеческой культуры
4. Особенности работы школы в решении задач общего образования.
Особенности работы школы позволяют конкретизировать цели школьного образования с учетом специфики социального и географического контекста ее функционирования: "обеспечение доступности качественного образования для детей сельской местности, реализация всеобуча; "совершенствование и обновление содержания образования, поиск новых путей, подходов в решении проблем, использование новых технологий обучения и воспитания; "сохранение и развитие единого образовательного пространства; создание условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся; "утверждение атмосферы взаимной доброжелательности и доверия между педагогами и обучающимися, основанной на педагогике сотрудничества; "обеспечение возможности для продолжения образования выпускниками школы, ориентация на получение профессий, необходимых для современного производства.
5. Выравнивание стартовых возможностей учащихся.
В школу принимаются дети с 6,5 лет и 7 лет на основании заявлений родителей. Начальная школа работает в 1 - 4 классах работает по общеобразовательной программе "Школы России". Нормативный срок освоения 4 года (1-4 классы). Уровень подготовки детей к школе различный. Дети, которые посещали детский сад, где ведется целенаправленная подготовка к школе, чаще всего готовы к получению школьного образования. Среди первоклассников есть дети "домашние". Ввиду этого, перед учителями начальной школы стоит задача выравнивания стартовых возможностей учащихся средствами специальной работы с детьми, которые не прошли подготовки к получению школьного образования. С этой целью в школе организуется предшкольная подготовка первоклассников (июнь). Организация этой работы позволяет добиваться успешного усвоения программ начальной школы всеми учащимися. Последние три года большинство детей успешно усваивают стандарты образования по завершению обучения в начальной школе. В 2003-2004 году 85% учащихся окончили начальную школу на "4" и "5", в 2004-2005 учебном году -83% , в 2005-2006 учебном году -81%.
6. Содержание образовательных программ.
Педагогический коллектив школы реализует программы: "начального общего образования "основного общего образования "среднего (полного) образования В основу положен Базисный учебный план общеобразовательного учреждения Российской Федерации 1998 года для обучающихся 7,8 классов, 2004 года для обучающихся 1 -4, 5-6, 9-11 классов. Организация учебно-воспитательного процесса направлена на удовлетворение образовательных потребностей детей, от мотивированных до нуждающихся в педагогической поддержке. Для достижения стандарта по основным предметам выделены часы для индивидуальных и групповых консультаций, факультативов в 5, 7 классах, элективных курсов в 8, 9, 10, 11 классах. Большое внимание обращается на связь с жизнью изучаемых предметов. Сохранено традиционное предметное изучение курсов с включением в них элективных по выбору, способствующих самоопределению, расширению кругозора старшеклассников в различных предметных областях.
7. Режим работы школы.
Режим работы школы - пятидневная рабочая неделя для обучающихся 1 класса, шестидневная - для начальной, основной и средней школы. Учебный год имеет триместры. Продолжительность урока - 45 минут, 1 класс- 35 минут. Перемены для приема пищи - 20 минут, остальные - 10 минут. Начало занятий - 9.00 Осуществляется ежедневный подвоз 83 обучающихся из близлежащих деревень школьным автобусом, для них и детей из малообеспеченных, многодетных семей с понедельника по пятницу функционирует группа продленного дня. 8. Педагогический коллектив школы.
В настоящее время в школе работает 21 учитель. Из них: 1 учитель награжден грамотой Министерства Образования Российской Федерации, 2 учителя - грамотой губернатора Тверской области, 1 учитель - грамотой Департамента образования, 1 работает с высшей квалификационной категорией, I квалификационная категория - 6 учителей, II квалификационная категория - 8 учителей, 10 - выпускники школы.
9. Воспитательная система школы. В школе сложились традиции воспитания обучающихся. Особенно активно обучающиеся школы принимают участие в патриотической, спортивно - оздоровительной, краеведческой работе. Вся работа строится по следующим направлениям: "Здоровый образ жизни", "Личность", "Общение", "Профориентация", "Семья", "Патриотическое воспитание". В целях реализации задач патриотического воспитания проводятся: - ознакомление обучающихся с государственной символикой; - месячник оборонно - массовой работы; - месячник ГО; - выставки детских рисунков на тему "О тебе, моя Россия"; - серии бесед, викторин, классных часов; - встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, с представителями вооруженных сил разных поколений - экскурсии; - акция "Возрождение исторических памятников" Ежегодно обучающиеся школы принимают участие в районных краеведческих чтениях. Спортивное направление школы - футбол, баскетбол. Педагогический коллектив продолжил работу над методической темой: "Здоровый образ жизни - залог эффективности образовательного процесса". В школе проходят соревнования по баскетболу на первенство школы. Ежегодно проводится День здоровья, День защиты детей, Легкоатлетический кросс, посвященный памяти Цветковой Г.Г., Лыжная эстафета 5 - 8 классы, соревнования "Веселые старты" 1- 4 классы, классные часы среди 1 - 11 "Если хочешь быть здоров", "Последствия курения". Ученики школы участвуют в районных соревнованиях "Малыш", "Белая ладья", в легкоатлетическом кроссе. Принимаем участие в районных соревнованиях санитарных постов - 1 место, "Безопасное колесо" , туристическом слете, школа безопасности - 1 место, где показываем хорошие результаты. В 2006-2007 учебном году приняли участие : - в международном конкурсе "Открытка - поздравление"; - во Всероссийском проекте "Издательства СПЕЦ-АДРЕС" энциклопедия "Одаренные дети - будущее России" приложение к энциклопедии "Лучшие люди России" (зарегистрированы в энциклопедии 9 человек); - в районном конкурсе " Эскиз значка " Мой край Вышневолоцкий" - 2 место; - в районном конкурсе сочинений по избирательному законодательству; - Всероссийский конкурс детских рисунков: "О тебе, моя Россия"; - Всероссийский конкурс: "Мы - патриоты России!" -3 место; - Всероссийская лыжня России 2007; - Областная спартакиада "Белая ладья" - 3 место; - Районные соревнования "Шиповка юных" - 2 место; Традиционно для школы проведение следующих мероприятий: - День знаний - Золотая осень - Выборы председателя Штаба школьного самоуправления - Сбор ДОО "Звездочка" - День учителя - Месячники оборонно-массовой работы, здоровья и спорта - День самоуправления - День здоровья - День защитника Отечества - День защиты детей - Масленица - Женский праздник - Хотят ли русские войны… - Праздник последнего звонка В школе действуют детские общественные объединения : "Звездочка" (для обучающихся 1-7 классов), "Совет старшеклассников" ( для обучающихся 8-11 классов). Ребята принимают участие в движении "Важное дело". Эти объединения возглавляют Штаб школьного самоуправления. Председатель Штаба- должность выборная. Выборы проходят ежегодно в форме деловой игры, в которой принимают участие обучающиеся со 7-11 класс. Штаб школьного самоуправления проводит заседания, на которых планируются, готовятся общешкольные мероприятия, ведется профилактическая работа с обучающимися, у которых возникают проблемы с учебой и дисциплиной. Школа поддерживает связь с учреждениями :
1.Магазины 2. ООО "ЖКХ" 3.Амбулатория
При школе работает 12 кружков , в которых занимаются обучающиеся с 1 - 11 классы. Предпочтительными являются кружки художественно-эстетического и спортивного направления. Члены кружков принимают участие в районных и областных смотрах и конкурсах.
Процент занимающихся в кружках по ступеням образования.
1-4 классы - 26 %
5 -8 классы - 48 %
9 -11 классы -13%
количество детей, не занятых в кружках,- 3%
10. Ресурсное обеспечение образовательного процесса.
Школа рассоложена в типовом здании, где созданы необходимые санитарно-гигиенические условия: световой режим - лампы накаливания и люминесцентные, тепловой режим обеспечивает поселковая котельная, работающая на природном газе. В школе имеется: 15 учебных кабинетов Компьютерный класс - 8 компьютеров, объединенных в локальную сеть, доступ в Интернет Библиотека с книжным фондом 17 402 экземпляров, в том числе учебников- 3900 экземпляров, есть фонд методической и справочной литературы. Спортивный (128,2 м?) зал, использующийся для проведения уроков физической культуры и занятий спортивных секций Столярная и слесарная мастерские для проведения уроков трудового обучения мальчиков Мастерская обслуживающего труда для уроков трудового обучения девочек Столовая рассчитана на 70 посадочных мест, приготовление обедов осуществляется работниками МОУ "Академическая СОШ", обучающиеся начальных классов и дети из малообеспеченных семей питаются бесплатно Спортплощадка состоит из сектора для прыжков, футбольного поля Пришкольный участок (0,75 га) - база опытнической работы во время летней практики обучающихся
11. Результаты обучения.
Результативность выпускников разных ступеней обучения за 3 года.
Таблица 1. Основная школа

Предмет  % качества за 2004-05  % качества за 2005-06  % качества за 2007-08 
Алгебра  50  26  52 
Русский язык  81  62  50 
Литература  79  67  72 
Немецкий язык  81  83  87 
Всемирная история  92  92  73 
Обществознание  86  83  81 
Физика  71  72  75 
Биология  76  86  83 
География  74  58  86 
Технология  100  100  100 
Физическая культура   98  95  94 
ОИ и ВТ  90  97  87 
ОБЖ  86  90  92 
Химия  68  41  80 
Астрономия  78  100  100 
Геометрия  55  31  41 
История  81  92  87 
. Таблица 1А. Средняя школа.
Предмет  % качества за 2004-05  % качества за 2005-06  % качества за 2006-07 
Математика  38  40  43 
Русский язык   43  45  47 
Литература  58  60  62 
Немецкий язык  52  42  45 
История  64  52 
Обществознание  55  48  50 
Физика  55  49  51 
Биология  52  62  56 
География  69  72  70 
Технология  84  97  81 
Физическая культура  64  75  83 
Музыка  87  87  87 
ОБЖ  53  58  59 
Химия  56  58  52 
Краеведение  60  45  40 

Анализируя выбор экзаменов при прохождении итоговой аттестации в 9 классе за последние 2 года, можно отметить, что ученики более часто выбирают для сдачи экзамена обществознание, основы безопасности жизнедеятельности, физическую культуру и физику. При сдаче экзаменов по русскому языку, обществознанию, физической культуре и ОБЖ выпускники показывают высокий уровень знаний. Наибольшее количество выпускников в 11 классе при прохождении итоговой аттестации за последние 2 года выбирают следующие дисциплины: основы безопасности жизнедеятельности, физику, биологию, обществознание.
Таблица 2. Распределение выбора предмета выпускниками 9-х классов для сдачи экзаменов (2005-2007 гг.).

Год  Класс  По списку  Обществознание  Черчение  Физика  Физкультура  ОБЖ 
2005-2006  20  11 (55%)   4 (20%)  6 (30%)  9 (45%)  4 (20%) 
2006-2007  15  10(66%)  10(66%)  7(47%)  8(53%)   
Таблица 3. Процент обучающихся 9-х классов, сдавших экзамены на "4" и "5"
(2005-2007 гг.).
Учебный год  Кол-во экзаменующихся  Кол-во обучающихся, сдавших экзамены на 4и 5  % качества 
2005-2006  20  13  65 
2006-2007  15  33 

Таблица 4. Распределение выбора предмета выпускниками 11-х классов на экзаменах (2005-2007 гг.).
Год  Класс  По списку  Литература  Обществознание   Биология  Химия  ОБЖ  Физика  Физкультура 
2005-2006  11  17  6 (30%)  16 (94%)  5 (29%)  1 (6%)   10 (59%)  2 (12%)  2 (12%) 
2006-2007  11  19  1 (5%)   14 (74%)  7 (37%)  9 (47%)  7 (37%)  11 (58%) 

Таблица 5. Процент обучающихся 11-х классов, сдавших экзамены на "4" и "5" (2005-2007 гг.).

Учебный год  Кол-во экзаменующихся  Кол-во обучающихся, сдавших экзамены на 4 и 5  % качества 
2005-2006  23  17 
2006-2007  19  33 

12. Заключение
Привлечение внебюджетных средств за счет платных дополнительных услуг не является возможным для школы в связи с особенностью социально-экономических условий района и социального состава обучающихся. Поэтому остро встает вопрос об эффективном использовании ресурсов бюджета и развитии структуры школы.
Школа должна быть конкурентоспособной и престижной, а это возможно только в режиме непрерывного развития и творческого поиска прогрессивных технологий, методик, роста профессионализма на педагогическом и профессиональном уровне. Основываясь на анализе изменения качества обучения и учитывая реальный уровень обученности, педагогический коллектив школы пришел к выводу о необходимости в дальнейшей своей работе реализовать принципы непрерывности и вариативности образования через организацию образовательного пространства в условиях учебно-воспитательного процесса.
Главным звеном в этом процессе является обеспечение оптимальных для каждого ребенка условий для развития индивидуальных способностей, самореализации, вне зависимости от его психофизиологических особенностей, способностей и склонностей, индивидуальных различий.
Таким образом, своевременная реализация программы развития, образовательной программы школы способствует решению трех основных задач:
обеспечение населения Коломенского сельского поселения доступным качественным образованием
снижение социальных диспропорций в образовании сельских школьников
создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса.
Сайт управляется системой uCoz